Почему монополии проводят ребрэндинг
Даже сильнейшие монополии вынуждены формировать пул лояльных клиентов. Ведь если на внутреннем рынке нет конкуренции, ее всегда могут создать иностранцы.
1. Такие же, но без крыльев
Позиции «Российских железных дорог» (РЖД) в России кажутся незыблемыми. На долю госкомпании приходится 80% грузовых и 100% пассажирских перевозок. Тем не менее до 2010 года она решила выделить около $150 млн (экспертная оценка) на проведение глобального ребрэндинга, который включает в себя перекраску вагонов, смену формы персонала и изменение логотипа. Теперь вместо традиционного колеса с крылышками символом монополии станет красная кириллическая монограмма РЖД. По замыслу агентства BBDO Branding, разработавшего логотип, он напоминает очертания локомотивов и удобочитаем как для русскоязычных, так и для зарубежных клиентов перевозчика. Судя по всему, особенно важно для РЖД мнение последних. С помощью нового брэнда госмонополия надеется подчеркнуть свой интернациональный характер: компания лелеет планы экспансии в Западную Европу.
2. Газированный бензин
Недавно о проведении ребрэндинга задумалась и другая российская госмонополия -- «Газпром». Правда, речь идет о ее розничном подразделении. Ранее концерн докупил к сети АЗС «Газпром нефти» ряд новых -- сети «Сибнефти», EPetrol и «Мунай Мырза». Таким образом, количество заправок «Газпрома» в России и странах СНГ превысило 2 тыс. Изначально планировалось привести их к единому знаменателю под газпромовским брэндом. Однако в начале 2007 года руководство концерна изменило решение. Новое рабочее название -- G-Petrol. По оценкам экспертов, на проведение ребрэндинга «Газпрому» потребуется $50 млн.
3. Потанцуем?
Авиакомпания «Аэрофлот», которая сегодня контролирует 30% российского рынка авиаперевозок и рассчитывает увеличить свою долю до 50%, озаботилась ребрэндингом еще в 2001 году. К этому ее вынудила конкуренция с отечественными перевозчиками и желание интегрироваться в мировой рынок (в 2006 году «Аэрофлот» вступил в международный альянс Sky Team). Ребрэндинг обошелся авиакомпании примерно в $10 млн, которые пошли не только на разработку другого логотипа и смену окраски самолетов, но и на создание новых, прежде всего развлекательных, сервисов для пассажиров.
4. Оператор монополии
Эксклюзивный сервис-провайдер -- тоже своеобразная монополия. В июне 2007 года запланирован выход на рынок новинки от Apple -- iPhone, сочетающего в себе функции телефона, КПК и видеоплеера. Предоставлять услуги связи владельцам этого устройства в США будет только один оператор связи, компания Cingular. В AT&T, купившей Cingular в конце 2006 года, считают, что смогут привлечь обладателей iPhone к своим главным сервисам -- интернет-провайдингу, кабельному телевидению и т. п. С покупкой Cingular AT&T довела количество пунктов обслуживания клиентов до 2 тыс. Сейчас компания переводит все точки под свою торговую марку.
5. Игра на своем поле
Почти полвека игровая империя семьи Хо (владеет несколькими казино, в том числе Po King и Lisboa) была единственной в Макао (Китай). Однако с 2005 года китайские власти открыли Макао для иностранных туристов и международных игорных корпораций, таких как Sands и Wynn Resorts. Пэнси Хо, управляющая компаниями семьи, собирается провести ребрэндинг активов, переписав названия казино на английском: торговая марка должна быть удобочитаемой для иностранных туристов.
sostav.ru